23 мая состоялся наш очередной тренерский семинар, на котором в качестве спикеров выступили Владимир Валерьевич Паников и Евгений Михайлович Калинин.
Паников Владимир Валерьевич - тренер по физической подготовке Национальной сборной России, заслуженный тренер России.
Наиболее значимые тезисы:
О разминках:
Современный футбол предъявляет высокие требования к разминке. Сейчас футболисты приезжают за час до разминок. 90% разминок начинаются с равномерного бега по окружности поля, при этом более 50% разминок проходит без мячей.
О визуальном определении проблем футболистов:
Проблемы не всегда визуально видны. Когда молодых футболистов впервые берут на сбор с основной командой, они испытывают стресс. Более того, они никогда в жизни не признаются, что чувствуют себя плохо. Но после тренировок мы видим, что для них это сверхнагрузки.
О распределении нагрузки по возрасту:
В принципе можно смело начинать распределение с 11 лет, юношам в 13 и 14 лет давать отягощение. А до этого возраста необходимо давать технику выполнения упражнений. Как бы игрок ни «накачивался» с применением средств, к 14 годам он «сдуется», если ничего не будет делать. Это связано с отсутствием гормонов.
О распределении нагрузки по амплуа:
Сейчас в футболе индивидуализация стоит на первом месте. Игроки должны готовиться индивидуально в зависимости от амплуа. Крайние полузащитники – бегунки, они больше всего набирают спринт, а у игроков центра поля спринта нет, но у них есть десятки маленьких ускорений.
О поддержании и развитии:
Весь процесс взрослого футбола – это поддержание. Детско-юношеский футбол – это развитие. Кардинальное различие в том, что в детско-юношеском футболе нет периодизации, нет подготовительного сбора.
https://www.youtube.com/watch?v=tp4-i-rOHhc&feature=emb_logo
Калинин Евгений Михайлович: Руководитель комплексной научной группы сборных команд России по футболу
О научной деятельности:
Наука – вид деятельности по выработке знаний о том, что происходит. Каждый специалист фиксирует информацию о том, что видит и, анализируя, получает определенные сведения и знания.
О задачах:
Наша задача - работа с различными средствами и инструментами для того, чтобы понять в чем выражается нагрузка и как она переносится спортсменом. Разные условия по-разному оказывают влияние на игроков. Всю информацию необходимо систематизировать, обобщить и довести до тренерского штаба.
Мы не можем влиять на тренировочный процесс, но можем в рекомендательной форме указать на определенные моменты, связанные с тем, что игрок, например, перевыполняет или недовыполняет нагрузку.
О понятии общей дистанции:
Общая дистанция сегодня складывается из пяти составляющих: 1 диапазон – ходьба, 2 – медленный бег, 3 – среднеинтенсивный бег, 4 – высокоинтенсивный бег, 5 – спринт. Футбол – это ускорение и торможение. Весь футбол начинается с интенсивного действия (ускорения), а 90% ускорений переходит в ходьбу. Не надо стесняться обмениваться знаниями. Наоборот, нужно стремиться к тому, чтобы делиться информацией. Такая потребность существует особенно у молодых тренеров, которые только вступают на тренерский путь. Сегодня надо понимать, что физическая подготовка и футбол – это не отдельные сферы. В плане научного знания Сборная России не проигрывает ни европейским, ни американским специалистам.
О средствах контроля:
Для чего используются все эти средства? Каждый тренер имеет свое видение, свое чувство. Он начинает чувствовать команду и у него возникают те или иные сомнения. Все средства контроля направлены на то, чтобы не сбить эти чувства, а наоборот, усилить их. Это помогает тренеру понять, движется он или нет.
О модельных характеристиках:
Модельные характеристики – это эталон, либо то, что присуще футболисту именно сегодня. Их нужно вводить и накапливать.
Никогда не надо останавливаться на достигнутом. Нужно всегда рассматривать свой процесс с точки зрения проблематики и критики, потому что это позволяет двигаться вперед. Надо стремиться к самообразованию.